Наверняка вы уже слышали о некоторых, но, возможно, не знаете, как они работают.
Джон Медина — американский исследователь мозга, молекулярный биолог, преподаватель и автор научно-популярных книг. Одна из них — «Правила мозга» — посвящена тому, чем полезна нейронаука и как её применять на практике, в том числе в обучении.
Медина, впрочем, оговаривается: «Следует скептически относиться к любым заявлениям о том, что наука о мозге может прямо ответить на вопрос, как стать лучшим учителем, родителем, руководителем или студентом». Учёный делится идеями, которые можно проверить на собственном опыте, а также приводит научные данные исследований и экспериментов в области работы мозга и памяти.
Вот 10 принципов из книги «Правила мозга», которые могут быть полезны как преподавателям, так и студентам.
Мозг надо прокачивать, как мышцу
Мозг можно и нужно развивать: как и тело, он способен меняться (и это научный факт). Наш мозг, по словам Медины, работает как мышца. Чем старательнее мы учимся, тем крупнее и сложнее он становится.
Например, у скрипачей увеличен участок мозга, отвечающий за движения левой руки: он выглядит так, будто музыканты придерживались диеты с высоким содержанием жиров.
Левой рукой скрипач касается струн, а в правой — держит смычок. Область, которая отвечает за действия правой руки, выглядит намного проще — движения этой руки более однообразные, а область мозга, ответственная за левую руку, вздута и испещрена бороздами, ведь механика движений левой руки требует от скрипача большей филигранности.
«Приводит ли это к развитию интеллекта — другой вопрос», — делает оговорку учёный. Но всё же тренировать мозг, подкидывать ему задачки, формировать новые нейронные связи нужно в течение всей жизни.
Не верьте стандартным тестам
Раз обучение постоянно меняет мозг человека, значит, в мире нет двух людей с одинаковым мозгом. Поэтому стандартизированные тесты вряд ли помогают понять, кто же всех умнее. Чтобы качественно оценить интеллект каждого ученика, понадобилось бы семь миллиардов разных тестирований. У каждого — свои особенности памяти, сильные стороны, и нужно уважать это, не оценивая только по «общей шкале», стараться обучать и тестировать индивидуально.
Развивайте эмпатию
Учителю важно развивать способность к эмпатии. Это позволит лучше понимать эмоциональное состояние учеников. Вы сможете отличать, когда ученик просто ленится, а когда его что-то тревожит или он чувствует себя неуверенно в классе или на вашем уроке.
Чтобы дети открылись взрослому, нужно создать безопасную и эмоционально стабильную среду. Согласно исследованиям, хронический стресс мешает обучению. Нервное напряжение сильно вредит вербальной памяти и способности концентрироваться, уверен Медина.
Кстати, недавние исследования показали, что развивать у детей эмпатию тоже полезно для их умственных способностей — заодно это повышает креативность.
Делайте перерывы на физическую активность
Большинство антропологов считают, что наши предки проходили не меньше 19 километров в день. Развитие мозга сопровождалось движением: засиделся на месте — попал в пасть к хищнику. Учёные выяснили, что и у современных физически активных людей любого возраста когнитивные способности развиты лучше, чем у тех, кто мало двигается.
В рамках исследования дети бегали по 30 минут два-три раза в неделю, и спустя три месяца их интеллектуальные способности улучшились. Однако, как только занятия прекратились, показатели стали прежними. Учёные поняли, что важно регулярно насыщать мозг кислородом. Сам Медина перерывы в работе заполняет не кофе, а упражнениями.
Если не получается поставить беговую дорожку или теннисный стол в школе, полезно просто почаще гулять. Главное в этом деле — регулярность и постепенное наращивание нагрузок, радикально браться за спорт не стоит.
Новую информацию давайте порционно
Мозг не обращает внимания на скучное. Чтобы школьники или взрослые лучше обучались, нужно постоянно привлекать их внимание. Однако среднестатистический урок или лекция наскучивают большинству примерно через 10 минут. Учёные пока не разобрались, почему так происходит, но исследования подтверждают, что у педагога есть около 10 минут, чтобы привлечь внимание слушателя.
Джон Медина ведёт лекции с учётом этой особенности мозга: 50-минутные выступления он делит на 5 модулей — по 10 минут каждый. Модуль содержит одну большую идею, о которой можно рассказать за минуту. Дальше — детали. К концу первого модуля внимание учеников ослабевает. Дополнительная информация о предмете им точно не нужна, а совершенно новая тема выбьет их из колеи. Как решить проблему? Об этом — в следующем пункте.
Обращайтесь к эмоциям каждые 10 минут
Каждые 10 минут Медина даёт своим ученикам отдохнуть от новой информации, вместо этого обращаясь к эмоциям. Учёный называет этот приём «эмоциональной ловушкой». Ловушка должна задействовать эмоции: рассмешить, напугать, обрадовать, заставить ностальгировать или сомневаться.
В идеале ловушка должна быть связующим звеном между тем, что рассказано в первом модуле, и тем, что будет во втором. Она может, например, подытоживать материал первого модуля, а может, наоборот, предвосхищать содержание второго, задействуя эмоции.
Используйте интервальные повторения
Вы же помните поговорку про «мать учения»? Ещё в XIX веке учёный Герман Эббингауз, который на протяжении 30 лет проводил разные эксперименты, чтобы понять, как устроена память, заключил: новая информация забывается в первые часы после знакомства с ней. Кроме того, 90% изученного в классе забывается в течение месяца. Чтобы продлить «срок хранения» знаний, нужно делать повторения через определённые временные интервалы. Чем больше циклов повторения, тем лучше запоминается информация.
Современные исследования подтверждают выводы Эббингауза. Так, учёный Роберт Вагнер попросил две группы студентов запомнить длинный перечень слов. Выдав список одной группе, он попросил заучить его. Второй группе он просто показывал слова через длительные промежутки времени, но заучивать не разрешал.
В итоге первая группа вспомнила гораздо меньше слов, чем вторая. Основываясь на этих результатах, профессор психологии Гарвардского университета Дэн Шактер дал совет педагогам и студентам:
«Если у вас есть всего неделя на изучение материала и возможность десять раз позаниматься, лучше повторить десять раз через временные интервалы, чем стараться охватить всё за один раз».
Подкрепляйте теорию примерами из практики
Отличный способ запомнить теорию — примеры из практики. В одном эксперименте студенты прочитали сочинение о вымышленной стране из 32 глав. В некоторых главах были примеры, связанные с главной темой и реальной жизнью, а в других — нет. Чем больше было примеров из реальной жизни, близких читателям, тем точнее они запоминали содержание главы.
Почему примеры так эффективны? Потому что они используют естественную склонность мозга к распознаванию знакомых образов, объясняет Медина.
Используйте визуальные материалы
Визуальные образы запоминаются лучше, чем текст или речь. Как показывают исследования, спустя 72 часа человек вспоминает около 10% услышанного. Если ту же информацию подавать в виде изображений, то показатель повышается до 65%. Согласно книге Джона Медины, текст мы запоминаем лучше, чем речь, потому что мозг воспринимает его как множество крошечных картинок.
Визуальные образы сохраняются в памяти надёжнее всего. Ещё лучше, если изображение двигается. Ведь опасные для наших предков объекты постоянно перемещались, и мозг развил сложную систему нейронных связей для их распознавания. Именно поэтому Медина советует учителям чаще использовать анимацию.
А ещё учёный предлагает учителям пересмотреть свои презентации. Заголовки, подзаголовки и груда текста на одном слайде — худший способ преподнести информацию аудитории. А вот чем больше простых изображений будет в презентации, тем лучше.
Расскажите ученикам о важности сна
Недосып ухудшает мыслительные процессы по всем измеряемым показателям. От плохого сна страдают внимание, рабочая память, моторика, способность действовать целенаправленно и мыслить логически, а также математические и другие способности.
Эксперимент с участием военнослужащих, работающих со сложной военной техникой, показал:
- одна ночь без сна снижает когнитивные способности на 30%;
- две ночи без сна снижают когнитивные способности на 60%.
В другом исследовании недосыпа участники спали не больше шести часов в течение пяти ночей. Их когнитивные показатели оказались такими же, как и после 48 часов полностью без сна.
Дело в том, что мозг «проигрывает» приобретённый за день опыт в фазе медленноволнового сна. Проще говоря, ночью происходит обработка полученной информации «в режиме офлайн». Лишая себя сна, мы не даём мозгу переварить новое.
В одном исследовании студентам предложили несколько математических задач и способы их решения. Им, однако, не сказали, что есть более простые методы, чтобы справиться с заданиями. Учёным было интересно, можно ли как-то помочь студентам догадаться об этих альтернативных решениях. Оказалось, что это можно сделать, если отправить студентов спать с мыслью о задании.
Если выдать студентам задание и просто подождать 12 часов, только 20% из них найдут самое рациональное решение. Если же 8 из этих 12 часов студенты будут спать, разгадку отыщут до 60%. Выходит, сон делает наше мышление в три раза более креативным.
Причём полезен не только ночной сон. Исследования показывают, что всем нам свойственна тяга к полуденной дрёме.
Примерно в обеденное время мозгу нужен отдых, и ему не важно, чем занят хозяин, объясняет Медина.
Причём перерыв на сиесту не обязательно должен быть долгим. Эксперимент НАСА показал, что дневной сон длительностью всего 26 минут повышает работоспособность на 34%.
А что, если бы школы всерьёз отнеслись к потребности организма вздремнуть посреди дня? Важный урок, презентацию или экзамен не стоит назначать на это время, считает Медина.
В 2008 году книга «Правила мозга» Джона Медины впервые вышла в печать. Тогда, вероятно, нейробиологией интересовались лишь немногие преподаватели. Сегодня же всё больше людей понимают, насколько важно знать, как работает наш мозг. Представлять, как обучение устроено на нейрофизиологическом уровне, — хорошее подспорье для педагога.