В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление

Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»

Автор

/module/item/name

Как формируется понятийное мышление? Какую роль в этом процессе играет школа? С какого возраста надо помогать ребёнку выстраивать картину мира? И почему важно приучать его к логике науки? На эти и другие вопросы ответила Людмила Аполлоновна Ясюкова в мастер-классе «Понятийное мышление как способ выживания в современном мире».

Людмила Аполлоновна Ясюкова – кандидат психологических наук, доцент, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости, ведущая цикла семинаров по психологическому сопровождению школьного обучения в Институте практической психологии «Иматон».

«Мы забываем, что живём в причинно-следственном мире, где действуют законы физики, химии, биологии, социологии. Нужно знать эти законы и закономерности, чтобы понимать, что происходит, из-за чего происходит, что будет дальше и как поступать, чтобы не вступать в противоречие с объективными изменениями. И как раз понятийное мышление способно отражать эти объективные законы окружающего мира.

Сейчас напирают на то, что мы должны сами строить мир, использовать креативность, творчество, но в первую очередь мы должны вписаться в закономерности развития окружающего мира. Нужно понимать, как развивается природа и как мы на неё влияем своей жизнедеятельностью. Если мы этого не будем понимать, то мы либо самоуничтожимся, либо приведём к катастрофам.

Если посмотреть, кто у нас начинает говорить про то, что делать и как выживать в современном меняющемся мире, то говорят об этом взрослые и пожилые. Мы жили ещё в то время, когда были не такие явные изменения, а сейчас видим, что жизнь быстрее меняется и нам тяжелее приспосабливаться. Молодежь об этом не думает. У них не возникает вопроса, меняющийся мир или нет. Но озабочено среднее поколение.

Ко мне в 2015 году обратилось Всероссийское общество предпринимателей, оно было озабочено тем, что никто из молодых не может работать – ни инженеры, ни технологи, ни управленцы. Пожилые вымирают, а молодые работать не могут. В чем проблема?

Я им дала статистику по Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого, как изменилось понятийное мышление с 2008 по 2014 год. Я занималась тестированием много лет. Я использовала третий субтест Амтхауэра, по нему, чтобы быть готовым получить высшее образование, нужно набрать выше 11–12 баллов в среднем. Ведь обучение строится на том, что объясняют правила, закономерности, формулы, и, если логический компонент мышления развит, человек всё понимает и использует там, где надо. И среди студентов политехнического университета средний балл в 2008 году составил 12,8; в 2009 – 12,7; в 2010 – 11,1; в 2011 – 9,5; в 2012 – 9,3; в 2013 – 8,9; в 2014 – 8,3. Фактически это уровень техникума. Почему они сдают ЕГЭ? Не секрет, что раз в два-три года снижается уровень требований…

Инфантилизм у детей и молодежи не потому, что мы слишком сильно о них заботимся, а потому, что у них не сформировано понятийное мышление, они просто не могут понять суть проблемы, не понимают, почему что-то произошло и что надо делать. В быстро меняющемся мире нужно обладать мышлением, которое способно проанализировать ситуацию, в которой человек оказался…

Лев Семёнович Выготский говорил, что дети ходят в школу, чтобы научиться думать. Только тогда, когда дети в школе изучают науки, они обучаются думать и у них формируется понятийное мышление. Любая наука построена по понятийному принципу: в основе лежат понятия и аксиомы, в зависимости от общих законов формируются частные, формируется пирамида понятий. И если изучается биология, физика, история, география и так далее, то мышлением усваивается принцип организации научных знаний, формируется понятийная структура, которая потом может работать автономно.Понятийное мышление – это не одна операция, это структура.

Выготский первым начал критиковать систему образования, наглядность и образность. Он говорил, что, когда мы первые четыре года даём детям информацию наглядно и образно, то мы закрепляем это убогое, дефективное, дошкольное мышление ребёнка. И когда он переходит в пятый класс и сталкивается с науками, то он не может выделить суть, он продолжает заучивать и пересказывать, видит картинки и обучаться ему сложно.

До школы ребёнку не приходится мыслить ежедневно, он то гуляет, то играет. А в школе четыре урока в день, пять дней в неделю приходится как-то обобщать и систематизировать информацию, работать с материалом. И эти операции будут закрепляться в качестве операций мышления.

Выготский говорил, что дети запоминают, а потом осмысливают, а мы, взрослые, реконструируем: у нас есть логические структуры, мы вспоминаем, у нас меняются местами мышление и память. Когда дети изучают природоведение, там сначала идёт информация на память, но там всё логично излагается, поэтому формируются зависимости. От того, по каким программам дети учатся, мы либо формируем понятийное мышление, либо не формируем.

Желательно развивать детей, начиная с детского сада. Говорят: «Рано», но если вы ребёнку ничего не рассказываете, то у него в голове ничего нет, если вы ему ничего не объясняете, то он ничего не понимает. Объяснять можно по-разному. Например, спрашивает ребёнок: «Почему вечер наступает?». Если вы скажете, что солнце за горизонт садится, а горизонт – это там, где земля кончается и с небом соединяется, то он это так и воспримет. А можно сказать, что Земля вокруг оси вращается и на глобусе показать. Я своим детям показывала на мячике и лампе, в два-три года дети в состоянии это понять…».

Мастер-класс Людмилы Аполлоновны Ясюковой «Понятийное мышление как способ выживания в современном мире» состоялся на Всероссийском фестивале практической психологии «Где дни облачны и кратки…».